Радиодетали кружка-без излишеств

Из многолетней практики кружковой работы я убедился, что при создании каких-то схем и радиоприборов с детьми необходимо следовать принципу разумной достаточности количества радиокомпонентов. Тем более: в помещении кружка нет места для хранения ящиков с радиодеталями, да и не запомнишь — где и что лежит в этих коробках! Выручает заранее составленный план занятий кружка, когда к очередной теме заранее готовишь требуемые комплектующие.
Принцип разумной достаточности в радиотехническом кружке состоит в том, чтобы обеспечить кружковцев только самым необходимым. Вот примерный запасаемый ассортимент, из моей практики кружковой работы.
Резисторы небольшой мощности (0,125…0,25 Вт) храним с различными номинальными значениями сопротивления (от 27 Ом до 470 кОм).

2-v-1

Резисторы 0,125 и 0,25 Вт

Достаточное количество каждого номинала: 20…30 штук, пополняемое по мере расхода. Для быстрого поиска и контроля количества — каждый номинал храним отдельно в подписанных пакетах или в самодельных кассетницах. Предпочтительно использовать и размеченные коробки, используемые многими.
У конденсаторов также очень большой диапазон номинальных значений. Для кружковой работы достаточен запас конденсаторов также до 20 штук с номинальными значениями от 10 пФ до 1 мкФ минимальных габаритов. Редко используемые единичные номиналы до 9,1 пФ лучше держать отдельно (с пометкой: «1,0-9,1 пФ»). Также готовим запас полярных конденсаторов до 20 штук каждого номинала, ёмкостью от 1 мкФ до 1000 мкФ на напряжение до 16 Вольт.
Транзисторы и диоды нужны разных типов. Например в кружке был запас ранее ходовых КТ315 и МП13…16, — за учебный год расходовали до 200 штук! Очень популярны выпрямительные диоды и мосты (каждый кружковец обеспечил себя для начала самодельным БП, тем более что кадровых ТВК, от ламповых ТВ было достаточно).radiodetali
Лишние компоненты, кроме нужных по теме: лампочки, громкоговорители и прочие комплектующие, применение которых не входит в планы кружка, раздаём активным кружковцам. Как бонус за то, что они нашли время и пришли сюда изучать «непонятное радио».
По причине любопытства, дети в кружке сами того не замечая, приобретают навыки работы с паяльником, если есть что разобрать, распаять.
Я приносил в кружок платы, блоки и даже переносные радиостанции для разборки после списания. Возвращалось необходимое для сдачи на драгметаллы, а остальное кружковцы отпаивали себе.
И закипела работа: во первых интересно, как это устроено, а во вторых оставляем кое что для себя, бесплатно. Попробуй попросить паяльник на минуту в такой момент.
Понятия по радио я считал важнее и первые 30 минут до практики я рассказывал теорию.
Нужен обязательный опрос, как поняли материал; это облегчает запоминание теории.
Когда я раздал паяльники и инструмент: активность детей значительно возрастала.Три учебных часа пролетали незаметно, и после окончания занятий приходилось уговаривать и самому отключать паяльники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Капча загружается...